Егор Семенков: Государство слишком часто меняет «правила игры

Егор Семенков: Государство слишком часто меняет «правила игры

В этом году, как и в предыдущем, депутаты Запорожского областного совета приняли бюджет области аккурат к Новому году — на последней в этом году 26-й сессии. Как отметил первый заместитель председателя Запорожского областного совета, член фракции Оппозиционного блока в облсовете Егор Семенков, бюджет области на 2019 год почти на 300 миллионов гривен меньше, чем был в 2018-м. Пока на следующий год запланировано 9,7 млрд.грн, но депутаты надеются, что в течении года будут поступления дополнительных средств из государственного бюджета и от местных налогоплательщиков.

Егор Александрович ответил на вопросы журналистов относительно особенностей облбюджета на следующий год.

— За счет чего будет наполняться общий фонд областного бюджета на следующий год?

— Основными источниками наполнения общего фонда областного бюджета является налог на доходы физических лиц (65,4%), налог на прибыль предприятий (22%) и рентная плата (9,4%). Для того, чтобы бюджет был выполнен, нужна стабильная работа промышленной площадки Запорожья, малого и среднего бизнеса.

— То есть надежда, в основном, на промышленные гиганты?

— Крупные промышленные предприятия дают региону стабильность и возможность гарантированно, а также уверенно обеспечивать расходы на социальную сферу. Как и прежде, «Запорожсталь», «Мотор Сич», «Запорожкокс», «Запорожогнеупор», Запорожская атомная электростанция, Запорожский железорудный комбинат и другие предприятия обеспечивают значительный процент формирования бюджетов всех уровней, в частности, областного бюджета. Однако Запорожью, Энергодару, Днепрорудному, Токмаку, Пологам и другим населенным пунктам области необходимо стабильное пополнение бюджета также и со стороны малого и среднего бизнеса.

Для развития области также необходимые инвестиции. К счастью, инвесторы в Запорожской области есть: строятся Приморская и Орловская ветроэлектростанции, солнечная электростанция в Токмаке, перегрузочный терминал компании «Нибулон» и другие объекты. Строительство — это дополнительные рабочие места и дополнительный ресурс бюджета.

 

— Каковы основные направления расходов областного бюджета?

— Областной совет принял бюджет содержания областных организаций и учреждений. Общая сумма средств, направленных на их содержание — 4,28 млрд.грн. От этой суммы 44,1% направлено на содержание 59 действующих учреждений здравоохранения (областная клиническая больница, областная детская больница, инфекционная и многие другие). На втором месте по объему финансирования — образование. 34 учебных заведения обходятся областному бюджету в 1,427 млрд.грн., удельный вес расходов — 33,3%. Учреждения социальной защиты, которых 15, нуждаются в 9,2% бюджета; культура, 15 заведений, — 4,5%; молодежь и спорт, 9 учреждений — 1,7%; 7 организаций защиты несовершеннолетних — 0,2%.

Бюджет содержания, в первую очередь, обеспечивает заработную плату врачей, медицинских сестер, учителей, воспитателей, санитарок, уборщиц и других сотрудников учреждений. На это направляется 74,6% бюджета. Остальные средства направляются на энергоносители — 7,2%. Другие защищенные  расходы, в частности, питание, требуют 9,9%.

— Какие трудности формирования бюджета области 2019?

— Государство слишком часто меняет «правила игры». Во-первых, в2018 году действовал так называемый «таможенный эксперимент», когда часть средств от перевыполнения таможенных поступлений направлялась на строительство и ремонт дорог региона. По этому эксперименту в 2018 году область получила 536 млн.грн. Однако в 2019 году таможенного эксперимента уже не будет. Это не выгодно области, ведь многие предприятия обслуживаются на запорожской таможне, следовательно, могли бы обеспечить дополнительные ресурсы на строительство и ремонт дорог.

Во-вторых, Верховная Рада Украины в ноябре приняла изменения в Налоговый кодекс, которыми увеличила ставку сбора на выбросы промышленными предприятиями двуокиси углерода (СО2) — составной экологического налога — с 41 копейки за тонну выбросов до 10 грн. за тонну. При этом эта увеличенная в 25 раз сумма пойдет не в местные бюджеты, а в госбюджет. То есть запорожцы не увидят этих денег ни в новых парках, ни в зеленых насаждениях, ни в современной мусороуборочной технике.

В-третьих, в бюджете 2019 уменьшился на 65 млн.грн., или на 10% по сравнению с 2018 годом, размер дополнительной дотации из государственного бюджета на осуществление переданных расходов на содержание учреждений образования и здравоохранения. Ее объем предусмотрен в сумме 603 млн.грн. С учетом индекса инфляции в 2018 году в районе 9%, эта дотация должна быть увеличена. Ведь средств на образование и медицину не хватает ни областному бюджету, ни другим местным бюджетам.

Кстати, именно в связи с нехваткой средств возникают серьезные споры, кому их не хватает больше: городам областного значения или районам и объединенным территориальным громадам? Для тщательной проработки распределения дополнительной дотации достигнута договоренность распределить средства в конце января 2019 года.

В-четвертых, остается проблемой финансирования учреждений профтехобразования. Владельцем многих училищ является государство, однако обязанность их финансирования переведены на города областного значения и областные бюджеты. Средств на эти цели не хватает. Так, сейчас на рассмотрении в областном совете находится обращения Запорожского городского совета с ходатайством выделить трансфер из областного бюджета в размере 188 миллионов гривен на их содержание.

— Ваш прогноз: каким может быть бюджет развития Запорожской области в этом году?

— Окончательную сумму сегодня назвать трудно, она будет известна в январе, ведь еще продолжается бюджетный процесс, оплачиваются счета. Однако, приблизительная сумма бюджета развития — около 200 млн.грн. Областной совет будет его распределять в феврале 2019 года.

Кроме того, утвержденный бюджет 2019-го года сформирован исходя из тех реальных заработных плат, которые фактически сложились в экономике области. При повышении реальных доходов запорожцев, соответственно, увеличатся отчисления в бюджеты всех уровней и в областной бюджет, в частности.

— Но если бюджет развития все же позволит области расширить свои возможности, на какие цели будут направлены эти дополнительные средства?

— Во-первых, необходимо обеспечить капитальные расходы на наши учреждения, профинансировать областные программы. Среди них: программа «Навстречу людям», направленная на поддержку социально незащищенных слоев населения, программы здравоохранения, образования и науки, малого и среднего предпринимательства и другие.

Во-вторых, высокую эффективность показала Программа содействия выполнению депутатских полномочий депутатами областного совета («Депутатский фонд»). В прошлом году процент освоения средств составил более 96%. Примерно на том же уровне выполнения программы ожидается и в этом году. В 2018 году за счет «депутатского фонда» финансируются 874 мероприятия. Приобретено оборудование для больниц, школ, санитарные автомобили для амбулаторий, строятся спортивные и детские площадки, ведется строительство водопроводов, осуществляется ремонт жилого фонда и тому подобное. Часть средств направлена ​​на приобретение оборудования и проведения ремонтов в Запорожском областном онкологическом диспансере и других учреждениях областного совета.

В-третьих, поддержке нуждается КП «Облводоканал», который обслуживает около 200 тысяч жителей области. Финансирование нуждаются и другие направления. Депутатам необходимо быть очень взвешенными, чтобы правильно распределить бюджет развития.

— Будет ли выполнен бюджет области-2019?

— Обязательно будет. Я думаю, что всем необходимо настроиться на позитив, спокойно работать, встретить Новый год с любовью в сердце и с миром в душе!


26 грудня 2018 19:48
'site2018:subscribe.form' is not a component